Педагогика Монтессори,
также известная как система
Монтессори — система педагогического воспитания, предложенная в первой
половине XX века итальянским педагогом, учёным и
мыслителем Марией Монтессори[1]. Методика Монтессори основана на
индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: малыш постоянно сам выбирает
дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном
ритме и направлении.
Под педагогикой
Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори
система обучения детей (начало внедрения в практику — 1906 г.), а также
философия обучения в школах и детских садах.
Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в
противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта
педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа
экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут
обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному
ребенку и данной ситуации. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе:
«Помоги мне сделать самому».
Педагогика Монтессори
часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребенок и его
индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность
каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения
по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без
принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в
том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации
человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую
очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически
свойственно природе подрастающего.
Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и
одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они
могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги
поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.
Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка
от учения. По Монтессори эта радость учиться — одна из главных
особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя
им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной
личности.
Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными
интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное
наиболее эффективным образом.
Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть
такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике).
Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как
самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д. Обучение по
Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут
выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая
работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего
интеллектуального развития.
Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность
развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей
его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и
себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого
ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в
данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует
специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения
или строит из него машины и т. п. — и в этом случае руководитель
должен принять такое развитие.
По Марии Монтессори,
процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:
- первая стадия детства
(0 — 6 лет)
- вторая стадия детства
(6 — 12 лет)
- юность (12 — 18 лет).
Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок
развития.
Фаза первой стадии детства (0 — 6 лет) — важнейшее время жизни,
поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка.
Монтессори понимает первые шесть лет жизни как вторую эмбриональную фазу роста,
в которую развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек фильтрует
свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду и она становится
частью его личности.
Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу лабильности. В ходе
своего развития ребенок проходит так называемые «чувствительные» или «сенситивные»
периоды. В такие периоды ребенок особенно чувствителен к определенным
возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития
движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности
ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к
глубокой концентрации. В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя
отвлечь другим раздражителям — он проходит процесс постижения, который,
согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и
все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин
«нормализация».
Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов
является следующее наблюдение: одна из важнейших фаз чувствительности каждого
ребенка это фаза «усовершенствование чувств». Каждый ребенок обладает
естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого
наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не
через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать
становятся в ходе процесса учебы единым целым. В этих положениях Монтессори
испытала влияние учений Жана Итара и
Эдуарда Сегена.
Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный
материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребенка. Так,
ее математический материал позволяет ребенку, ощущая в руке одну бусину и блок
из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того,
как он будет способен на абстрактное представление о числах.
Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее
она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку
возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого,
становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по
Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно
соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Дети
должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна
быть дана возможность, самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление
стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как
упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности
тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребенка
используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с
хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном
доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый
вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка
социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О
своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки
независимости от взрослых.
С момента своего рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого.
Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни.
Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу
движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной
автономии.
В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него
окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию.
Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника,
сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом
«Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребенке,
ребенок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к
учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего
процесс познания у детей.
Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный
план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель
владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к
деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку
должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.
В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое
педагогическое требование. Это не требование делать что-то определенное, но
требование не делать чего-то определенного, а именно, категорический призыв не
мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того
тезиса, что родители — не творцы ребенка, что ребенок, как выше уже
говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой
стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание
воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как
«помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения». Этим она формулирует
свое четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно
Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также
современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим
понятиям.
Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки»,
ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке
и его будущем.
|