Монтессори -центр "Соняшник"

Какой вид органического поражения мозга у вашего ребенка
Всего ответов: 1
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль танца в психологической работе с детьми.
Танец как метод психологической помощи используется в рамках танцевально-двигательной терапии (ТДТ). Это направление существует на стыке психологии и танцевального искусства, а также многих дополнительных наук. Психологическая работа с использованием техник танцевально-двигательной терапии отличается от урока танцев тем, что её целью является не научить танцевать, делать правильные танцевальные движения, а дать человеку возможность быть спонтанным, проявить своё творчество, осознать и выразить свою индивидуальность. С помощью свободного танца дети имеют возможность в безопасной атмосфере выразить себя, свои потребности, желания, свои чувства, проявить себя с творческой стороны. Это имеет важное значение для развития личностной активности, поскольку ребёнок сам определяет, как он изобразит тот или иной образ, он самостоятельно может выбрать себе образ, в который он хочет воплотиться и «поиграть». В результате ребёнок реализует потребность быть смелым, перевоплощаясь в героя, стремление перебороть свой страх, воплощаясь в то существо, которого он боится, потребность быть увиденным, почувствовать свою ценность, имея возможность выступить перед другими детьми либо принимая ведущую роль в танце. Свободный танец также благоприятствует развитию познавательных процессов (восприятия, воображения, творческого мышления) и произвольности. Ребёнок учится воспринимать разнообразные мелодии, их настроение, ощущать ритм, темп музыки, следовать ему. Также имеет возможность придумать свой собственный танец, составить для него импровизированный костюм. Он учится быть лидером и ведомым, активно развивает своё воображение, перевоплощаясь в различные образы. Очень важное значение для эмоционального развития ребёнка имеет работа с танцем. Чувства и эмоции – это определённая реакция на какие-то события. Мы реагируем, сначала прочувствовав ситуацию, а потом, исходя из этого, начинаем действовать. Поэтому очень важно уметь адекватно выражать свои эмоции, чтобы не навредить себе или другим людям. Например, когда у нас возникает злость, мы и ведём себя соответственно: нас раздражают любое поведение, слова, выражения окружающих, на которые в нормальном состоянии мы бы, возможно, не обратили внимания. Иные люди будут, наоборот, сдерживать гнев, убеждая себя в том, что выражать гнев – это плохо. Встречались ли вам люди, которые ведут себя всегда тихонько, и даже в критических ситуациях пытаются проконтролировать своё состояние, делают вид, что всё в порядке?! А что на самом деле твориться в душе у человека? Бушуют эмоции, причём самые разные. Очень часто у таких людей бывают неожиданные вспышки гнева и раздражения. Так что же лучше: сдерживать в себе все эмоции, бурно реагировать или попробовать научиться адекватно выражать свои чувства?! ТДТ даёт широкие возможности для адекватного выражения своих эмоций, для выражения тех чувств, которые человек в жизни не позволяет себе выражать. На занятиях ТДТ в процессе танца у детей есть возможность выражать свой гнев, играя, например, во льва, охоту на добычу, в медведя. Те дети, которым необходимо почувствовать свою силу, – прекрасно, а главное, адекватно реализуют эту потребность; другие учатся ощущать и контролировать свою силу. Также дети на занятиях ТДТ в полной мере ощущают радость, поскольку танцевать – это всегда весело. Очень важна работа с эмоцией страха. Исключительное значение занятий ТДТ в работе со страхом таково, что ребенок здесь может взять на себя роль того объекта, который его страшит, и поиграть в Это. В результате снимается психологическое напряжение, связанное с объектом страха, тем самым, уменьшая его интенсивность. Танец помогает детям осознавать и развивать свою индивидуальность. Ребёнок может увидеть себя со стороны, поскольку на занятиях часто используется техника «зеркало», когда дети отображают движения друг друга. При помощи этой техники они могут открыть для себя новые движения, сделать их своими. Самое важное, что на таких занятиях проявляется индивидуальность ребенка, индивидуальность его умений, потребностей, чувств. Использование музыки с размеренным темпом, релаксирующих танцевальных движений позволяет детям снять напряжение, благотворно влияет на деятельность нервной системы. Работа с танцем позволяет в полной мере удовлетворить одну из наиболее важных потребностей детей – потребность в движении. Вайолет Оклендер пишет: «Маленький ребенок использует резервы своего тела полностью. Кажется, что запас энергии у ребёнка неисчерпаем, и он полностью отдается любой двигательной активности. Иногда он испытывает трудности, но всё равно не сдаётся. Он пробует вновь и вновь, тренируясь до тех пор, пока, к своему удовольствию, не достигает успеха. Однако наступает момент в детстве, когда что-нибудь начинает мешать этому процессу. Это может оказаться болезнью, стремлением родителей к гиперопеке или ситуацией растерянности (когда ребёнок рыдает, а родители не знают, что предпринять), завуалированным или открытым неодобрением, критикой каких-либо проявлений неуклюжести или неловкости. Когда ребёнок лишается первоначальной органической связи со своим телом, он в какой-то мере теряет ощущение своего Я, так же как и значительную часть своих физических и эмоциональных сил. Мы должны находить способы помочь ребёнку снова обрести полноценное ощущение своего тела, знание его и умение его использовать». Танец и работа с движением помогают ребёнку вновь обрести себя, овладеть своим телом, чувствовать его, формировать образ Я. Полноценное ощущение себя и своего тела даёт возможность ребёнку с уверенностью взаимодействовать с другими, находить своё место в обществе. И.В.Ганичева пишет: «На уровне тела можно смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, событиям окружающего мира. Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит понимать другого человека, развивает сочувствие и сопереживание. Способность ребёнка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приёмы самоконтроля». Танец, как мы видим, благоприятствует физическому, психическому, эмоциональному, личностному развитию ребёнка. Он удовлетворяет потребность быть активной, творческой личностью, даёт возможность осознать и выразить свою индивидуальность, сформировать представление о себе, и научится взаимодействовать с окружающими. Литература: 1. Вайолет Оклендер. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - Перев. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 336 с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 20). 2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2008. – 136 с. (психологическая служба). 3. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А. А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). 4. Рубина Е.Н. Психотерапевтические возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста. / http://www.exat-edu.ru/page.php?id=161 Виктория Сидненко, психолог Монтессори-Центра реабилитации детей-инвалидов «Соняшник» г.Полтава
Категория: Мои статьи | Добавил: cherry (23.10.2010)
Просмотров: 2488 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: