О реабилитационных технологиях и методиках
республиканского детского санатория в Лэзыме «Республика» писала неоднократно.
Но вот два года назад в стенах санатория начала действовать совершенно новая
система реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом и
множественными нарушениями в развитии. Речь идет о кондуктивной педагогике.
Сегодня, когда через эту систему, которую сотрудники санатория называют не
иначе как революционной, прошло порядка ста больных детей, можно говорить о
первых положительных результатах нововведения.
Что такое кондуктивная педагогика или
кондуктивное образование? Этот лечебно-педагогический метод разработал
венгерский врач и педагог Андраш Пете. Метод основан на развитии важнейших
функций жизнедеятельности ребенка на основе его собственной активности. Сегодня
кондуктивная педагогика широко используется в реабилитационных центрах Европы и
Америки. В лэзымском санатории метод стал действовать благодаря подвижничеству
врача-невролога Андрея Михайловича Кузнецова. Ознакомившись с новым методом
через Интернет, он приложил немало усилий, чтобы убедить главного врача
санатория Валентину Белых начать внедрять новый метод и у нас.
Между тем сложностей внедрения этого метода
немало. Во-первых, кондуктивное образование практически не подразумевает
традиционного лекарственного лечения.
Капельницы и таблетки – то, с помощью чего в
большинстве случаев раньше лечили этих больных детей, – уходят на последний
план. Новый метод требует специально подготовленных специалистов по
лечебно-восстановительной физкультуре и образовательным технологиям.
А еще – очень недешевый комплекс
специализированной мебели, которая одновременно является и тренажерами.
Как бы там ни было, Валентина Белых решила
внедрять новую методику. Для начала медики и педагоги санатория на практике
ознакомились с технологиями в венгерском центре кондуктивной педагогики
«Мойра». Затем сотрудники центра «Мойра» были приглашены в Лэзым для обучения
наших специалистов. Как выглядит на практике революционный метод?
Весь курс реабилитации занимает 21 день. В первый
день с больным ребенком занимается врач-невролог, второй день – врач по
лечебной физкультуре. Эти два специалиста должны вынести вердикт – чего может
достичь ребенок с помощью новой методики, установить пределы его максимальных
возможностей. Иными словами, определить, насколько, например, ребенок сможет в
конечном результате поднять руку или шагнуть вперед. Насколько сможет присесть,
согнуть пальцы...
В классе каждое движение отрабатывается в
буквальном смысле пошагово. Врач-инструктор «ведет» ребенка: учит его ходить,
приседать, брать предмет в руку, сжимать... И так – изо дня в день, по
нескольку часов подряд. Все это необходимо для того, чтобы в конечном итоге
дети научились обслуживать себя сами: причесываться, умываться, снимать
одежду... В конце концов, просто ходить.
Безусловно, многое дается детям с огромным
трудом, но надо видеть, как, преодолевая боль, осваивают они то, что здоровые
люди выполняют машинально. Еще год назад шестнадцатилетняя Галина Королева
заходила в класс, только держась за поручни специального «коридора». Сегодня
она уже передвигается с помощью костылей-«крабов», научилась отводить назад
руку. Мечта девушки – научиться ходить без поддержки. Глядя на такой прогресс,
можно не сомневаться: у Гали все получится. Конечно, главные помощники в
лечении детей – это родители. Если после санатория дома не закрепляется то,
чему обучаются дети, – все напрасно. Многие мамы и папы даже снимают чертежи
лечебной мебели, чтобы по ним изготовить домашний комплект.
Об этой необычной мебели стоит сказать отдельно.
В ней все продумано до мелочей. Например, плинты – внешне они выглядят как
большие деревянные кушетки, изготовленные из широких, плоских дощечек. Эти
плинты служат детям и столом, и кроватью. Расстояние между дощечками как раз
такое, что ребенку удобно, обхватывая их, приподниматься или подтягиваться. А
еще в классе используется масса всяких хитрых предметов. Например, специальные
клеенки с клейкой основой, чтобы сидя ребенок мог зафиксировать ноги, или
мячики с шершавой поверхностью, с помощью которых можно развивать мелкую
моторику рук. Вторая часть урока – собственно образовательная. После физических
нагрузок дети учатся рисовать, отличать овощи от фруктов, отвечать на вопросы
педагога, петь. Вчера на занятиях, например, они учили песню, где были такие
слова: «Здравствуйте, все. Удачного вам дня!»
Марина ЩЕРБИНИНА.
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.
Газета «Республика» от 19 ноября № 213
Источник: http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/138 |