Большинство людей в Украине по-прежнему испытывают страх, а порой и неприязнь
по отношению к людям с инвалидностью, что связано с непониманием их образа
жизни, поведения и недостатком опыта общения с такими людьми. Отсутствие
терпимого и уважительного отношения к людям с нарушениями развития и их семьям
приводит к их изоляции от общества, создает зоны нарастающей напряженности и
возможной агрессии, как со стороны общества, так и со стороны самих людей с
инвалидностью.
К сожалению, в нашей стране дети-инвалиды
с серьезными отклонениями в физическом и психическом развитии (различные
нарушения общения и эмоционально-волевой сферы, глубокая умственная отсталость,
психопатии детского возраста и др.) до сих пор фактически исключены из
государственной системы образования. Они не имеют возможности общаться со
здоровыми сверстниками и, как правило, не получают никакой помощи, кроме
медицинской. Несмотря на то, что сейчас появляется все больше коррекционных
центров и школ для особых детей, многие из них вынуждены постоянно находиться
дома и общаться только с членами своей семьи. Все это усугубляет проблемы,
связанные с социализацией детей с особенными потребностями.
Для ребенка, имеющего физические
ограничения или тяжелые нарушения психики и интеллекта, социализация
представляет собой сложнейший комплексный процесс. Особенности такого человека
вносят серьезные искажения в прохождение им каждого этапа своей жизни.
Трудности социализации обычно состоят в неспособности самостоятельно
организовать свое участие в жизни общества. Кроме того, его поведение, часто не
вписывается в стандартные рамки, непонятно окружающим и не принимается ими.
Именно поэтому для социализации и интеграции таких людей в обществе нужна
разработка и организация продуманной системы специальных мер и серьезные усилия
профессионалов.
Как показывает зарубежный опыт, процесс
интеграции в обществе особых детей и, в частности, детей с серьезными
нарушениями психического развития, невозможен без интеграции в обществе самой
семьи с таким ребенком. Для этого родители, прежде всего, должны иметь
определенные знания в области права, психологии и педагогики, а чтобы получить
эти знания, необходимы средства, специалисты, место и время. Однако
существующая в нашей стране система помощи особым детям не предусматривает
информационной поддержки родителей. Данные опросов показывают, что родители
детей с тяжелыми физическими и психическими нарушениями некомпетентны в
вопросах организации для ребенка адекватной жизненной среды, не знают, как
можно способствовать развитию навыков повседневной жизненной активности, не
ориентируются во множестве предлагаемых реабилитационных технологий. Родителям
также не хватает знаний об их правах на адекватную медицинскую помощь и
социальную поддержку.
Сама семья, воспитывающая ребенка с
нарушениями развития, часто оказывается в изоляции от общества, нарушаются
дружеские связи, родители теряют работу, не имеют возможности отдохнуть от
бытовых забот, связанных с уходом за ребенком. Родители особых детей живут в
ситуации хронического стресса, в ряде случаев с глубоким чувством вины и
чувством ущербности своей семьи, без поддержки окружающих, с ощущением неопределенности
будущего, нередко в состоянии постоянной усталости и депрессии. Как правило,
они обречены на профессиональную и социальную депривацию. Положение
усугубляется частым распадом таких семей, сопровождающимся потерей кормильца и
ставящим семью на грань нищеты. И если помощь особым детям хоть где-то
существует, то служба реабилитации семей в нашей стране практически
отсутствует.
В этой связи совершенно очевидно, что
необходимы специально организованные реабилитационные мероприятия, направленные
не только на самого ребенка с тяжелыми нарушениями развития, но и на поддержку
семей с такими детьми, и, в первую очередь, — оказание им специальной
социально-психологической помощи.
Реабилитацией детей с нарушениями
развития, как правило, занимаются в коррекционных центрах, т. е. в среде,
которая сама по себе не является подобием и даже приближением к нормальному
социуму, хотя, конечно, в такой специфической среде можно решать
лечебно-педагогические задачи. Вместе с тем есть задачи, для решения которых
необходимо погрузить особого ребенка в среду, близкую к обычному социуму. Это,
в частности, задачи социальной адаптации, которые в иных условиях невозможно
даже поставить.
Такую обучающую и воспитывающую среду,
максимально приближенную к естественной, Монтессори-Центр реабилитации детей
инвалидов «Соняшник» пытается выстроить в летнем палаточном интегративном
лагере «АЛЬТЕРНАТИВА».
Работа в тесном контакте с семьей очень
важна для того, чтобы повысить результативность педагогической работы с особым
ребенком. Нередко взаимодействие педагогов и психологов с родителями особых
детей строится на иерархических принципах, не подразумевающих партнерства и
участия родителей в работе педагогической команды. Это приводит к непониманию,
а иногда и обесцениванию родителями изменений, происходящих в развитии ребенка.
Как показывает опыт, работа специалистов и родителей в одной команде на основе
партнерских взаимоотношений значительно повышает эффективность коррекционной
работы.
Программа летнего лагеря направлена на
интеграцию детей и подростков с нарушениями развития в сообщество обычных
сверстников. Интегративная среда создается в условиях летнего палаточного
лагеря.
Семьи детей с тяжелыми нарушениями
развития и семьи специалистов совместно выезжают за город. Дети с нарушениями
оказываются в среде здоровых сверстников, которую составляют братья и сестры
воспитанников Центра и дети сотрудников, и получают возможность
"встроиться" в обычный большой коллектив. В ходе программы учасники
лагерной смены получают весьма ценный для них опыт общения со здоровыми детьми,
новые импульсы к развитию, повышают свои шансы адаптироваться к нормальной
социальной жизни. У обычных детей воспитывается стремление к пониманию и
принятию своих "особых" сверстников. Одновременно проводится
социально-психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с особыми
потребностями.
В лагере удается преодолеть многие
трудности социальной адаптации, которые не решаются традиционными педагогическими
программами.
Для детей с нарушениями развития:
— освоение бытовых навыков;
— решение проблем с едой;
— приобретение опыта общения в различных нестандартных ситуациях;
— возможность контактировать с обычными детьми и взрослыми;
— использование приобретенных в ходе коррекционных занятий навыков в различных
реальных жизненных ситуациях.
Для родителей:
— возможность отдыха;
— возможность увидеть, как живут другие семьи с такими детьми, научиться более
объективной оценке своего ребенка;
— возможность общаться с другими родителями;
— возможность обучаться у специалистов.
Для детей с обычным развитием:
— возможность познакомиться с особыми детьми, научиться
принимать их, понимать смысл их поведения, научиться выстраивать с ними
взаимоотношения.
Лечебный педагог и в
неформальной обстановке продолжает оставаться основным интегратором детского, а
также смешанного детско-взрослого сообщества. Важно, что он не занимает позицию
"снаружи", а является равноправным членом этого сообщества.
Включенный "внутрь" ситуации профессионал добивается того, что все
дети и взрослые вовлекаются в различные виды деятельности, постепенно начинают
"видеть", чувствовать и понимать друг друга, активно и разнообразно
взаимодействовать между собой, выстраивать разноплановые, многоуровневые
взаимоотношения. Таким образом, стирается
грань между обычным и необычным ребенком. Дети с нарушениями получают редкий
для них опыт быть принятыми в сообщество обычных, здоровых детей.
ВНИМАНИЕ!!!
• Летний
палаточный интегративный лагерь «АЛЬТЕРНАТИВА» имеет статус «международного» и
с радостью принимает у частников из других стран.
• Для зачисления в Программу летнего палаточного интегративного лагеря
«АЛЬТЕРНАТИВА» отправьте заявку на адрес ltava-montessori@ukr.net с пометкой
"Палаточный лагерь».
• После получения вашей Заявки мы вышлем на указанный вами электронный адрес
«График заездов лагерных смен» на текущий год, с указанием наиболее подходящей
для вас смены, и «Предварительную программу работы смены».
• Работа лагеря осуществляется за счёт благотворительных пожертвований и
состоит из четырёх лагерных смен.
• Терапевтическая среда палаточного лагеря может предоставляться, по
предварительной договорённости, общественным организациям различных
направлений.
Контакты:
руководитель проекта Попова Эльвира
мобильный тел: 8(066)3815955
рабочий тел.: 8(05322) 7-43-09
E-mail:
ltava-montessori@ukr.net
|